5 июня 2015

«Право за забвение» выставлено на общественное обсуждение

 По инициативе «РосКомСвободы» на официальном портале общественных обсуждений законопроектов, внесенных в Государственную Думу РФ — veche.duma.gov.ru выложены для приема замечаний и предложений 2 резонансных проекта закона о т.н. «праве на забвение»:

1. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
— карточка законопроекта № 804132-6;
— общественное обсуждение.

2. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»:
— карточка законопроекта № 804140-6;
общественное обсуждение.

Напомним, что данные законопроекты, которые идут в одной связке и первый из них вводит обязанности для операторов поисковых систем (таких как Яндекс и Google, например) по удалению из поисковой выдачи информации по требованию заявителя в отношении трёх её видов:
1) недостоверной;
2) достоверной информации о событиях, имевших место и завершившихся более трех лет назад,за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деянии, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость;
3) распространяемой с нарушением законодательства». 

А второй законопроект вводит административное наказание в виде штрафов при неисполнении поисковиком данных требований:
1. Неисполнение оператором поисковой системы требования гражданина, предъявленного в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации, о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации об этом гражданине,
— влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
2. Неисполнение в течение пяти дней оператором поисковой системы решения суда по иску гражданина о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации об этом гражданине,
— влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере трех миллионов рублей».

По результату общественного обсуждения будет сформирован пакет предложений и поправок в тексты данных законопроектов и передан депутатскому корпусу.

шлегель-вече-забвение сообщение на личной странице депутата Шлегеля в Facebook

Данные законопроекты стали активно проходит думские комитеты и инстанции, что отражено в их карточках.

В одной из них обозначено, что Совет Государственной Думы предложил принять проект закона о «праве на забвение» в очень короткие сроки, несмотря на отраслевой и общественный резонанс:
«Предложить принять законопроект к рассмотрению (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 10.06.2015, предлагаемая дата рассмотрения ГД 16.06.2015)».

Так что, те, кто готов высказать свои замечания и предложения по текстам двух вышепредставленных законопроектов — необходимо сделать это в ближайшие дни, чтобы к первому чтению была отражена экспертная позиция интернет-общественности.

Ряд самих депутатов настроены против и скептически в отношении норм, вводимых данными законодательными актами.

Как сообщает «Росбалт», особое беспокойство вызывают норма законопроекта, по которой из поисковиков (а также, судя по всему, и из архивов сайтов СМИ) можно будет удалять недостоверные сведения и практически любую информацию трехлетней давности. В первом случае не ясно, кто будет определять достоверность и по каким критериям. Воспользоваться же правом на удаление «неактуальной» информации смогут политики и чиновники, которые захотят предать забвению свои старые грехи и «обелить» репутацию, признал в беседе с «Росбалтом» депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Он считает, что закон «бесповоротно и окончательно уничтожает в России свободу слова». «Но журналисты и блогеры — умные люди, поэтому они найдут способ, как обойти такие ограничения», — уверен депутат.

С этим согласен и «эсер» Михаил Емельянов, который заметил в беседе с «Росбалтом», что ряд норм законопроекта может нарушить конституционное право граждан на свободное получение информации. «Это выглядит как дальнейшее наступление на свободу информации», — озвучил свою личную позицию депутат.

То, что данная норма о «праве быть забытым» в первую очередь важна самим представителям властей подтверждает корреспондент «Росбалта»: Парламентарии не раз сетовали, что бессильны противостоять потоку негативной информации, которая плодится через интернет. Так, одна уже экс-депутат сумела доказать в суде свою правоту по скандальному делу о партбилете. Но СМИ продолжали ей «промывать кости» в публикациях, игнорируя вынесенный вердикт. Обращения же к интернет-поисковикам с просьбой пресечь распространение фактически недостоверной информации результата не дали.

По информации портала BaltInfo, Руководителю Команды «29» адвокату Ивану Павлову предлагаемые механизмы напоминают средневековый обычай сжигания архивов и книг или советскую практику 30-х по затиранию на фотографиях лиц «врагов народа».

А в «Яндексе» убеждены, что принятие предложенного закона затруднит доступ пользователей к большому массиву общественно-значимой информации. «Законопроект возлагает на операторов поисковых систем несвойственные им функции госорганов, обязывает их самостоятельно определять достоверность информации, размещенной в интернете, законность ее распространения, а также наличие в тех или иных событиях признаков преступлений, давать юридическую квалификацию таким действиям и определять сроки давности привлечения к уголовной ответственности», – отмечают в пресс-службе компании.

Компания «Яндекс» считает, что подготовленный в Госдуме законопроект «о праве на забвение» нарушает конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации.

«В соответствии с действующим законодательством в России позволено удалять оскорбительную и ложную информацию, – сказал EurasiaNet.org Станислав Козловский, глава российского отделения Wikimedia, фонда, занимающегося развитием онлайн-энциклопедии Wikipedia. – Право быть забытым удлинит властям руки и позволит также удалять правдивую и неоскорбительную информацию».

Участники Петербургского международного юридического форума, завершившего работу на минувшей неделе, не исключают возможность использования «права на забвение» даже для правки истории. Например – наследники Адольфа Гитлера (формально даже не судимого) получат возможность потребовать очистить интернет от информации о поступках своего предка.

Также, по мнению экспертов, поисковики вынуждены будут удовлетворять все требования – за удаление лишнего они не несут никакой ответственности. Равно как не предусмотрена и процедура восстановления ошибочно удаленной ссылки. «Ежемесячно в Google приходит 10 тысяч запросов, то есть по 500 в рабочий день. Думаю, в России их будет не меньше, – говорит Андрей Рябых, генеральный директор компании WebMaster.SPb. – То есть «Яндекс» и другие операторы обязаны будут содержать специальный штат сотрудников, призванных хотя бы приблизительно оценивать достоверность и актуальность публикаций. Полагаю, что, скорее всего, поисковики откажутся от какого-либо контроля и будут в автоматическом режиме обрабатывать все запросы – это проще и дешевле, чем проверять и судиться».

«Новая газета» приводит слова Дамира Гайнутдинова из ассоциации «Агора»:
«Наши депутаты решили поймать момент и оседлать популярного коня. Прикинувшись борцами за права человека, они хотят протолкнуть закон, который позволит им подчищать информацию о своих тещах и дачах.
Идея о «праве на забвение» идеально вписывается в тренд нынешней власти — загребать жар чужими руками. «Государство боится честно признаться в том, что начинает осуществлять цензуру. Оно пытается переложить ответственность на более низкий уровень, чтобы потом можно было представить эту ситуацию как спор хозяйствующих субъектов».

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.