Реестр цифровых объектов как инструмент идентификации контента в интернет-эпоху. DOI

Организация “РосКомСвобода” совместно с “Фондом поддержки Интернет” провели исследования, предметом которых стала возможность применения системы DOI (Digital Object Identifier или — в переводе на русский — Цифрового Идентификатора Объекта) для создания российского сегмента международного реестра цифровых произведений. По мнению авторов исследования, это могло бы помочь в урегулировании споров, возникающих в рамках российского законодательства об авторском праве и электронного документооборота.

.

.

Научно-исследовательская работа “Реестр цифровых объектов как инструмент идентификации контента в цифровую эпоху” дает ответ на вопрос, почему сегодня назрела необходимость создания цифрового реестра для всех участников оборота цифровых объектов в Интернете, какие принципы заложены в основу работы таких систем и как DOI (Цифровой идентификатор объекта) может использоваться в России. 

В документе подчеркивается, что репрессивные меры по охране авторских прав, применяемые сегодня, не способствуют решению проблемы незаконного оборота результатов интеллектуального труда и, тем более, никак не решают задачу увеличения продаж легального контента. Более правильным представляется создание стимулирующих мер для налаживания взаимоотношений между авторами и конечными пользователями, а также изменение порядка правовой охраны объектов авторских прав.

Предполагается, что в случае, если автор или правообладатель желает защиты своих прав на копирование и распространение материалов в сети Интернет (в том числе с использованием правового механизма “антипиратского закона”), ему надлежит специальным образом идентифицировать свой контент, внести его в реестр и предоставить в публичный доступ информацию о самом произведении, месте его нахождения, возможности приобретения, объеме охраняемых прав, держателе исключительных прав и других метаданных, касающихся произведения, выраженного в цифровой форме. Таким образом неограниченный круг лиц получает полную и достоверную информацию о произведении, унифицированную специальной системой.

Чтобы понять возникновение самой проблематики поиска контента в Сети и возможности доступа к нему, стоит вспомнить историю возникновения Всемирной паутины и первых сетевых протоколов и спецификаций.

В июле 1977 Робертом Каном и Винтом Серфом, которых заслуженно признают отцами-основателями Интернета, была запущена первая передача пакета данных с использованием TCP по маршруту: Сан-Франциско — Лондон — Университет Южной Калифорнии. Созданный господином Каном протокол TCP стал технической основой современного Интернета, каким мы его знаем сегодня.

На тот момент основной задачей инженеров являлось решение вопроса, как передать информацию из одного места в другое и как соединить многочисленные локальные сети. Протокол TCP/IP отлично отвечал этой задачи, однако уже в середине 90-х профессору Кану стало очевидно, что система адресации машин (IP адресация) после бурного развития сети и геометрической прогрессии увеличения контента, перестала соответствовать требованиям сообщества по отслеживанию движения информации в глобальном пространстве, ведь TCP/IP адресация — это про “где”, а не про “что”. Указанный способ адресации позволяет компьютерам коммуницировать друг с другом, однако он совершенно не пригоден для управления контентом на этих компьютерах. Протоколы намеренно слепы к содержанию пакетов информации.

Главная проблема заключается в поиске информации. Даже если нам известен точный адрес и мы имеем его в закладках, нет никакой гарантии, что он будет работать в следующем году или даже на следующей неделе, если владелец веб-ресурса решит перенести контент на другой ресурс или на другую страницу. Учитывая, что существующая система адресации намеренно не обращает внимание на то, что содержится в передаваемых Интернет-пакетах, не существует какого-либо простого способа идентификации, использования и защиты данных, охраняемых авторским правом.

Анализ этой проблематики заставил Кана сделать вывод о необходимости разработки новой системы для работы с контентом в сети Интернет, которая будет выступать в качестве слоя поверх существующей инфраструктуры, при этом решая вопрос не “где” находится пакет информации, а “что” находится в передаваемом пакете.

Результатом его работ стала так называемая “Система указателей” (“Handle system”), присваивающая уникальный идентификатор цифровому объекту, главной особенностью которой, связывающей её с интернетом, является наличие метаданных, «привязанных» к каждому идентификатору. Именно в метаданных хранятся сведения, относящиеся к объекту, в том числе и адрес в сети интернет (URL), где можно найти цифровой объект.

Позже эта система была заточена под нужды книгоиздателей и агрегаторов литературного контента и реализована на практике в качестве системы DOI (Digital Object Identifier), представляющей сегодня из себя признанный международный стандарт представления информации о цифровых объектах.

При этом архитектура DOI, имеющая несколько стандартов ISO, полностью отвечает всем критериям для того, чтобы стать техническим решением такого реестра. Несмотря на то, что система берет свое начало в книгоиздательстве, DOI была создана, как обобщенная структура для управления идентификацией контента в цифровых сетях. Со временем DOI стал использоваться не только для регистрации в системе текстовых авторских произведений, но и других видов произведений, представленных в сети: аудиозаписи, аудиовизуальные произведения, фотографии, таблицы, препринты, рисунки, а также иные произведений, представленные в цифровом либо аналоговом виде, что подтверждается успехом крупнейших регистратур EIDR (видео-мультимедийного контента) и CrossRef (книгоиздательство, периодика, научная литература), которые используют DOI для функционирования собственных реестров и репозиториев.

Кроме того, DOI позволяет реализовать на практике систему электронного нотариата, идентификацию и верификацию юридически значимых документов, размещенных в сети, а также решить проблему обеспечения цифровых доказательств в сети Интернет.

В России сама идея создания реестра авторских прав обсуждается уже более 5 лет, но система регистрации и учета цифровых объектов, охраняемых копирайтом, до сих пор не реализована. В 2016 года руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорий Ивлиев сообщил об окончании работ по созданию национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС), запуск которой намечен на апрель 2016 года. Однако следует отметить, что используемая для создания такого реестра и репозитория система не использует международные стандарты и принципы представления информации об объекте в сети Интернет, а также порядок взаимодействия субъектов с таким реестром.

Для внедрения системы регистрации цифровых объектов в России необходимо принять ряд законодательных изменений, в том числе касающихся оснований для предоставления правовой охраны объектам авторских прав. Презумпция “охраны с момента создания” должна быть заменена на презумпцию “охраны с момента исполнения формальных процедур”, а именно после регистрации произведения в реестре.

Это позволило бы:

  • самим авторам — заявлять о созданных ими произведениях и предоставлять их на согласованных условиях широкому кругу лиц:
  • агрегаторам и пользователям — получать объективную информацию о произведениях и их авторах/правообладателях по уникальным идентификаторам, и с помощью метаданных принимать решение о дальнейшем использовании произведений, в том числе в рамках досудебных претензионных мер, а также условиях и местах их приобретения;
  • правоприменителям (регулирующим федеральным органам исполнительной власти и судам) — получать информацию о произведениях, объеме охраняемых прав и идентифицировать автора/правообладателя произведения.

.

Результаты исследования:
DigitalRegistry.ru

Презентация: Реестр цифровых объектов

_____

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.