18 мая 2016

Экспертный совет при Правительстве РФ призвал остановить внедрение неисполнимых норм о хранении всей переписки граждан

.

Рабочая группа «Связи и информационные технологии» Экспертного совета при Правительстве РФ подготовила заключение по результатам рассмотрения проекта федерального закона №1039149-6 «Об усилении мер по противодействию терроризму и обеспечению безопасности», который был рассмотрен Госдумой в 1 чтении 13 мая и предполагает в числе прочих норм обязательное хранение операторами связи и организаторами распространения информации на территории РФ в течение трёх лет информации о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание. Также должны быть сохранены изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи. Они должны предоставляться уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ.

Итоговая резолюция экспертного заключения говорит о том, что те статьи законопроекта, которые вводят такие нормы «в текущей редакции являются технологически и экономически не реализуемыми, противоречат существующему постановлению Конституционного суда и не представляются эффективными даже в краткосрочной перспективе».

Экспертный совет так аргументированно обосновывает данный сделанный итоговый вывод, выделив аж 8 пунктов замечаний и рисков, которые привнесёт с собой принятие законодательного акта о тотальной слежке за гражданами России (приводим с сокращениями): 

  1. Действующее регулирование является довольно исчерпывающим. В частности, обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлении следственных в настоящее время закреплены в законе № 126-ФЗ «О связи» и в законе № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В части хранения информации о содержании действующее законодательство ограничивается требованием обеспечить возможность ее хранения для уполномоченных государственных органов в отношении не менее чем по 2000 субъектов контроля за период не менее 12 (двенадцати) часов в соответствии с Приказом Минкомсвязи России. Аналогичные обязанности организаторов распространения информации введены в действие законом № 97-ФЗ в 2014 году и Постановлением Правительства РФ № 743 «Об утверждении Правил взаимодействия организаторов распространения информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации», уже потребовали от организаторов распространения информации существенных финансовых затрат и в настоящее время находятся на стадии формирования практики.
    .
  2. Инициатива технически не реализуема в связи с недоступными для реализации объемами хранилищ. Ресурсов для реализации инициативы (как технических, так и финансовых) у операторов связи и организаторов распространения информации нет.
    .
  3. Затраты операторов связи на реализацию законопроекта в случае его приятия в несколько раз превышает их годовые доходы. Суммарные затраты операторов связи и организаторов распространения информации, необходимые для реализации требований законопроекта оцениваются в 5,2 трлн, рублей. Что составляет 1/3 часть бюджета Российской Федерации. Эти расходы являются неподъёмными для бизнеса. Ресурсов для реализации инициативы (как технических, так и финансовых) у операторов и провайдеров нет.
    .
  4. Данные, предлагаемые для хранения проектом федерального закона, составляют тайну связи, так как речь идёт об открытом перечне любой информации, которой обмениваются пользователи в сети Интернет. Обеспечение тайны связи при хранении потребует создания особого режима хранения и доступа, сопряженных с ограничением информации для любых третьих лиц. Сведения о передаваемых по сетям связи сообщениях, а также сами эти сообщения, могут предоставляться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Учитывая массивы данных, которые предполагается хранить, а также порядок доступа к ним — без решения суда, реализация положений законопроекта несёт серьёзную угрозу реализации права на тайну связи и огромные риски утечек конфиденциальной информации. Кроме этого, право на тайну связи гарантировано Конституционной нормой (статья 23) и ограничение данного права возможно только на основании решения суда.
    .
  5. Учитывая объемы информации, которую требуется хранить в течение 3 лет, потребуются радикальные изменения механизмов получения и обработки данной информации со стороны уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечение безопасности Российской Федерации. Каналы передачи данных и контрольные соединительные линии от сетей связи до контрольных систем уполномоченных государственных органов, поддерживают скорость передачи данных от 2048 кбит/с до 155 Мбит/с и не смогут обеспечить оперативную обработку уполномоченными государственными органами нескольких сотен Экзобайт информации. В связи с чем очевидно, что принятие законопроекта потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, для обеспечения уполномоченных государственных органов, а также повлечет изменения финансовых обязательств государства.
    .
  6. Даже если затраты на реализацию законопроекта возьмёт на себя государство, цель предлагаемого регулирования достигнута не будет. В настоящее время объем передаваемого по сетям операторов связи шифрованного трафика составляет 49% с перспективой существенного роста в ближайшее время: через 3 года объём зашифрованной информации будет составлять не менее 90%. Поскольку в мире отсутствует соответствующая технология, оператор связи не способен анализировать данную категорию трафика.
    .
  7. Конституционный суд РФ в своем постановлении от 26.11.2012 г. № 28-П, Положения ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, рассматриваемое во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 34 и 35, содержит требования, согласно которым все возможные ограничения федеральным законом прав юридических лиц, свободы предпринимательской деятельности и регламентация вопросов их ответственности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц; такие меры допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными. Требования Законопроекта о столь длительном хранении огромного массива информации потребуют от организаторов распространения информации в сети «Интернет», которыми по факту могут быть признаны любые Интернет-ресурсы, огромных затрат (на аренду, строительство дата-центров, иной инфраструктуры и т.п.). Такие расходы могут явиться непосильными как для небольших интернет- проектов, так и для крупных ресурсов, поскольку через них проходит огромное количество информации. Принятие законопроекта в текущем его виде может повлечь уход с российского рынка большого количество игроков и общую деградацию интернет-отрасли. При этом, как указано выше, депутаты, внесшие Законопроект, не приводят какие-либо обоснования таких серьезных ограничений прав бизнеса.
    .
  8. В мировой практике не существует примеров хранения информации в подобных объемах.

.

Данное экспертное заключение подписано руководителем рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве РФ Михаилом Якушевым, который в т.ч. является вице-президентом ICANN по связям с Россией и странами СНГ и Восточной Европы.

Напомним, что нашей организацией была запущена общественная кампания #1984LIVE по предотвращению внедрения данного резонансного законодательного акта, против которого уже консолидированно высказалась и интернет-отрасль, и операторы связи, и общественные институты, включая Совет по правам человека при Президенте РФ, и органы исполнительной власти.

Мы хотим, чтобы мнение самих интернет-пользователей было важно для органов государственной власти и требуем не допустить тотальную слежку за гражданами России, внедряя такой масштабный проект по долгосрочному хранению всей деятельности, взаимодействиях, переписки и звонков граждан нашей страны, что в явном виде нарушает основные и конституционные и международные нормы и права человека.

Ранее по данному законопроекту о тотальной слежке:

Новый законопроект о тотальной слежке за пользователями с обязанностью операторов и сервисов хранить переписку и звонки граждан 3 года

Новый «антиэкстремистский» законопроект, вводящий тотальную слежку, готовится к первому чтению в Госдуме

«Антиэкстремистский» законопроект Яровой-Озерова по трёхлетней слежке за интернет-пользователями взвинтит цены на услуги связи

Угроза информационной безопасности: СПЧ выступил против «антиэкстремистского» законопроекта Яровой-Озерова

РАЭК: законопроект Яровой-Озерова о тотальной слежке чреват общей деградацией интернет-отрасли в России

Комитет Госдумы одобрил «антитеррористический» законопроект о тотальной прослушке и слежке за пользователями

«Создание тотальной слежки за населением»: Депутаты в первом чтении обсудили «антитеррористический» законопроект Яровой (видео обсуждения и результаты голосования)

«Исполнить нельзя отменить»: Роскомнадзор считает неисполнимым закон о хранении всех звонков и переписки граждан

Общественная кампания против слежки — #1984LIVE

_____

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.