27 мая 2016

Политический пиар на крови. Не интернет убивает детей. Не цензура их спасает

Блогеры и журналисты раскритиковали материал «Новой газеты», полагая, что она не раскрывает истинное положение дел, наводит панику и только даёт властям лишний повод ужесточить регулирование интернета.

В «Новой газете» вышел материал, посвященный развитию темы про группы ВКонтакте и суицид — «Нет, интернет не убивает наших детей», уже без конспирологии, а со взвешенным анализом обозначенной ранее журналисткой Галиной Мурсалиевой проблемы, вызвавшей в обществе такой резонанс.

Напомним, Галина Мурсалиева рассказала о существовании в соцсетях и, в частности, ВКонтакте пабликов, где тем или иным образом обсуждается тема суицидов. Как мы уже писали, блогеры и журналисты раскритиковали материал «Новой газеты», полагая, что она не раскрывает истинное положение дел, наводит панику и только даёт властям лишний повод ужесточить регулирование интернета. И действительно, для российских политиков и чиновников статья о суицидных пабликах стала очередным «блином на лопате», от которого поспешили откусить по кусочку и Павел Астахов, и Елена Мизулина, и ещё масса не менее одиозных личностей, перешедших благодаря своей эксцентричности в разряд медийных. Роспотребнадзор, как вы помните, вообще уже в который раз назвал «ВКонтакте» «самой суицидальной социальной сетью», Роскомнадзор тут же бросился запрещать соответствующие странички, словно от закрытия глаз на проблему сама она исчезнет. Естественно, тут же появились предположения о каких-то тёмных личностях, кукловодах, чуть ли не массово заманивающих в свои сети неокрепшие умы подобно Гамельнскому крысолову, дабы внушить им мысль поскорее отмучиться в этом бренном мире.

Блогеры, в свою очередь, назвали публикацию бездоказательной: откуда взялись данные о 130 погибших детях, состоявших в «группах с китами», связаны ли самоубийства с этими группами, с чего журналистка взяла, что в группах кого-то действительно заставляют совершать их — может быть, в соцсетях они просто относительно безобидно общаются. Журналисты отмечали, что в статье нет ни комментариев людей, которые создают эти паблики, ни позиции администрации «ВКонтакте», ни мнений экспертов. Медиаменеджер Василий Эсманов написал пост о том, что проблема подростковых суицидов гораздо больше связана с уровнем жизни в стране, чем с некими пабликами во «ВКонтакте».

В целом блогеры сошлись во мнении, что Мурсалиева перегнула палку и нашла проблему там, где её нет, а в итоге статья может принести новые. Одна история «смерти согласно порядковому номеру» даже была разоблачена. Ещё в декабре 2015 года в сети появился материал о том, что после гибели Рины Паленковой российские подростки запланировали массовый суицид. В частности, утверждалось, что одному из мальчиков по имени Марк дали номер 15 и якобы он уже «выбросился из окна». На самом деле он жив и даже записал видео с опровержением.

Но эти призывы к разуму не возымели действия. Медиаистерия с низкого старта сразу взяла скорость болида, разнеся панические настроения и желание запретить всё и вся по русскоязычному реальному и виртуальному сообществу. Каждый день Роскомнадзор отчитывался о закрытии очередного паблика, политики предлагали свои решения проблемы — одно другого регрессивнее. Только проведение оперативной работы Следственным комитетом приоткрыло завесу тайны и немного сбило накал. Как оказалось, никаких тёмных сил за сомнительными пабликами не стояло — админом одной из подобных групп ВКонтакте была тринадцатилетняя девочка из Омска, скрывающаяся под псевдонимом Ева Рейх, видимо, от отсутствия должного внимания родителей занявшаяся дурным делом. Как замечает редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов,

«Сюжет вполне пелевинский и потому похожий на правду. В России именно так и бывает — вместо загадочной секты главным манипулятором и кукловодом оказывается какая-нибудь девочка. Тем не менее версия СК, мягко говоря, нуждается в проверке. Но вот депутат Мизулина постаралась эту тему немедленно оседлать. В духе свойственного ей высокого гуманизма она сделала заявление, что перед нами подходящий повод для снижения возраста уголовной ответственности. Тринадцатилетних, считает депутат, тоже отлично можно сажать. Подобную реакцию Мизулиной и ко на публикацию «Новой газеты» действительно можно считать предсказуемой. Но Мизулина вообще реагирует одинаково на любые раздражители. Людоедские инициативы появлялись в Госдуме как до, так и после скандала вокруг статьи Галины Мурсалиевой. Бессмысленно утверждать, что этот текст стал «поводом для новых репрессий в интернете», потому что уже в течение многих лет все заинтересованные лица обходились в раскручивании маховика цензуры без специального повода».

.

Проблема суицидов, на самом деле, не такая новая — она тянется ещё со времён СССР. «Самой опасной страной в мире», занимающей второе место по суицидам, Россию называли ещё в 2003 году, но поскольку тогда не существовало «ВКонтакте», объявить врагом было некого. К тому же, подростки, да и некоторые взрослые лезут во всякого рода закрытые «тоталитарные секты», «суицидальные группы» не потому, что есть соцсети и, в частности, «ВКонтакте». На подобные действия их толкает вполне себе реальная жизнь и ненахождение отклика у живых, а не виртуальных людей. Участие в вышеперечисленных опасных сообществах — это не причина, а следствие психологического надлома у человека. И с ними должны работать психологи, а с особо заигравшимися в «модераторов жизни и смерти» участниками — оперативники. А блокировка Роскомнадзором, что называется, «сплеча» лишь играет роль той тряпочки с нарисованными «потёмкинскими домами», которыми сити-менеджеры российских городов завешивают развалюхи перед визитами высоких чиновников. И тут мы согласны с мнением Кирилла Мартынова:

«Действующая в России цензура не помогает бороться с подростковыми суицидами, но, наоборот, позволяет обществу и государству отмахнуться от них. Политика Роскомнадзора, например, делает невозможным проверку достоверности информации СК о «тринадцатилетнем организаторе» из Омска, поскольку никакой личной информации, даже без указания реального имени, о несовершеннолетнем публиковать нельзя.

Государство — и мы уже не раз говорили об этом — приняло на вооружение иезуитскую тактику, которая предполагает, что запретить обсуждать проблему — значит решить ее. Якобы достаточно наклеить на все запретные темы «18+», и вот уже никакие самоубийства станут подросткам недоступны и неинтересны. Здесь государство использует ложный и лживый термин — «пропаганда суицидов», который смешивает честный и необходимый обществу разговор о проблеме и реальное вовлечение подростков в «суицидальную игру», как в случае с «группами смерти».

Новых законов, регулирующих интернет для защиты подростков от суицидов, принимать не нужно. Во-первых, потому, что это не поможет — причина самоубийств лежит в социальной реальности, а не в конкретных группах в интернете, которые справедливо рассматривать в качестве психологических триггеров. Во-вторых, у государства и так столько полномочий по контролю за интернетом, что оно просто не в состоянии пользоваться всеми ими одновременно — чего стоит только печально известный «реестр блогеров Роскомнадзора», в который, по всей видимости, должны были записаться и создатели «групп смерти». Конкретно у правоохранительных органов также были все необходимые юридические основания для того, чтобы провести расследование, связанные с готовящимися массовыми суицидами, — и устанавливать, реальные ли события перед нами, или инсценировка, «игра».

Есть разница между обсуждением проблем подростков и организацией «игр в суицид», как это происходило в отдельных группах «ВКонтакте». «Игры» нужно останавливать, причем заботиться об этом должна в первую очередь площадка, на которой это происходит, — в нашем случае социальная сеть и ее руководство. Но конец «игры» не означает, что проблема будет решена. Как раз наоборот, сейчас начинается разговор, обещающий быть долгим и неприятным. Почему Россия мировой лидер по числу подростковых и взрослых суицидов? Что мы можем сделать, чтобы изменить эту тенденцию? «.

.

Настало время неприятных вопросов российскому обществу самому себе, ибо оно слишком увлеклось поиском чёрных кошек в тёмной комнате, не замечая очевидных проблем у себя под носом. А чиновникам и политикам лучше на пару месяцев расслабиться (Анапа, Сочи, Геленджик… Крым, опять же), а то дай им волю, они всех нас зарегулируют до сме[ЦЕНЗУРА]рти.
.

Читайте также:

Роспотребнадзор: ВКонтакте — приют пропаганды суицида. И другие опасные настольные игры
?
Павел Астахов потребовал найти тех, кто стоит за сбором «садистских дивидентов» запрещенных групп ВКонтакте
?
Роспотребнадзор нашел 70 тысяч сайтов с пропагандой суицида, но говорит их осталось еще больше. Подборка нелепиц
?
То-о-чём-нельзя-говорить: Роспотребнадзор хочет запретить СМИ писать о суициде напрямую

.

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.